Натюрморт

Это фото натюрморта найденного в интернете, автор которого не известен. В нём мне понравилась поразительная игра света, отображённая на посуде из стекла с позолоченным орнаментом. К тому же в нём достаточно много различных деталей, которые были интересны для меня в исполнении. Снимок очень высокой насыщенности, но не слишком хорошего качества.
 

Создание натюрморта



Для этой работы, в качестве холста я выбрал лист металла толщиной 1мм, размером 700*500мм. Соответственно технологический процесс, который я буду описывать в этом уроке, применим к работе на различных поверхностях и в частности автомобилях.
Подготовка «холста» в себя включала:
обрабатывание поверхности абразивно-шлифовальными средствами №180, 500. Поскольку лист не имеет криволинейных поверхностей, наиболее удобным будет механическое шлифование.
грунтование 2-К акриловым праймером.
выравнивание поверхности шлифовальной бумагой №500, 1000 для последующей покраски.
обезжиривание и покраска чёрной нитроэмалью.

Чтобы будущий рисунок не обрывался границами «холста» и выглядел наиболее кошерно, я решил заключить его в двойную рамку. Для этого произвёл разметку карандашом и выложил рамку с помощью малярной ленты, нарезанной шириной в 2мм. Затем я наклеил ленту большей ширины и полностью закрыл пустые участки. Рамку прокрасил цветом Gold Medium, это золото с оттенком красного (меди). После окрашивания рамка закрывается по контуру надёжно и надолго, до окончания всей работы.
Прежде чем начать работу я всегда обдумываю и мысленно разрабатываю план действий. Я должен заранее знать как, чем, в какой последовательности и каким методом стану отрисовывать все детали рисунка. Полное представление о плане даёт возможность приблизительно расчетать время, затраченное на работу. Для коммерческих работ очень важный фактор – время, т.к. оно преобразуется в денежное измерение. Данный рисунок я разделил на три основных этапа в хронологическом порядке – посуда, фрукты, фон. В их прорисовке мне помогут две копии распечатанных изображений, которые я буду по ходу работы разрезать на отдельные сегменты и использовать в качестве трафаретов.
Первый трафарет я приложил к планшету, отрегулировал расположение и зафиксировал магнитами, он будет задействован только для одного этапа – посуды.
 

Создание натюрморта



Края трафаретов я проклеиваю жидкой маской на основе каучука и аммиака, которую привык использовать в качестве клея для бумажных шаблонов. Наношу самой захудалой кистью, из тех, что находятся в моём арсенале, в любом случае остаётся возможность отмыть этот клей в 646м растворителе. На изображении №4 показаны вырезанные детали посуды, которые в будущем будут разрезаны на ещё большее количество элементов и таким образом примут участие в прорисовке соответствующих мест.
Краска, которую я применяю в этой работе – это нитроэмаль, фирмы Debber предназначенная для окрашивания автомобильных кузовов. На мой взгляд, обладает оптимальным соотношением цена/качество. Приобретаю первичные цвета: жёлтый, синий, красный + один вторичный, фиолетовый (при смешивании синего и красного выходит мутный цвет), также два ахроматических: белый, чёрный, и если необходимо, то металлики. Все краски перед началом работы я разбавляю медленным разбавителем в пропорциях 1:1 или чаще всего 1:2. Для каждой отдельной работы подбираю наиболее часто используемые в ней цвета и разливаю по емкостям с различным объёмом (в зависимости от расписываемой площади). Остальные цвета буду смешиваться непосредственно в ёмкости аэрографа или в специально отведённых под эти цели колбочках.
 

Создание натюрморта



Рисунок начат с самого маленького и дальнего бокала. Первым делом я занялся разметкой горлышка и нанёс белую основу. Для создания чёткой линии, я зафиксировал магнитом небольшой прямоугольный шаблон из плотной бумаги (см. изобр. №6). Закончив разметку, я принимаюсь за цвет.
 

Создание натюрморта



Для создания золотого блеска подходят различные градации цвета хаки (жёлтый+чёрный), а так же смесь оранжевого с множеством оттенков серого. Бокалы заполнены какой-то красной жидкостью, по всей видимости, вином. Плотность и цвет вина оттеняют нижнюю часть фужера, тем самым создавая овальный контур сечения.
 

Создание натюрморта



Разметка второго бокала продолжается в уже знакомой последовательности. Попеременно снимаются и накладываются различные детали трафарета. В создании этого рисунка я решил не ограничивать себя в применении большого числа бумажной маскировки, т.к. считаю, что иллюзия реализма неразделимо связана с соотношением чётких и размытых линий.
 

Создание натюрморта



Этот бокал примечателен тем, что его пронизывает яркое свечение, поэтому необходимо добиться такого эффекта благодаря ярким цветам алого, жёлтого и белого (самая яркая точка свечения). Бокал имеет массу узоров совершенно не различимых на исходном изображении (например, ножка бокала), поэтому я стараюсь наиболее точно передать то, что вижу глазами и стараюсь им доверять.
 

Создание натюрморта



На изображениях №20,21, отрисовывается внутренняя часть фужера, сквозь, которую просвечивают позади находящиеся детали натюрморта. На основании бокала (изобр.№22) сделаны золотистые кольца. На полированных и блестящих предметах эффект свечения добивается многократным затуханием и осветлением цвета. Добавляются рефлексы в область возле каймы.
 

Создание натюрморта



Здесь бокал имеет наиболее окончательный вид, выглядит довольно деформированным и не пропорциональным. Связано это в первую очередь с методом не фронтальной съёмки. Вспышка даёт сильные блики, а без неё ощущается нехватка освещённости.
 

Создание натюрморта



Следующий фужер (практически кубок) я начал так же с верхней части, только на этот раз не наносил белой базы, а рисовал от самых тёмных цветов к светлым. На изображении №26 задуваются элементы узоров серым цветом. В дальнейшем они будут доработаны свободной рукой, без участия трафаретов.
 

Создание натюрморта



В нижней части бокала разметка продолжается белым цветом. Грани создаются при помощи подвижного лекала с прямым контуром. Начинается заполнение цветом. Использую тёмно-красный (изобр.30)
 

Создание натюрморта



На этом этапе я занялся проработкой узоров, для каждого из которых подбирался отличительный цвет. Слева серый +бежевый, для средней части намешен серый(50%белый+50%чёрный) + оранжевый(30%жёлтый+70%красный), справа осветвлённо – бежевый с капелькой желтого (изобр.№30).В добавку, узор разделяет ватерлиния, ниже которой свет становится темней, и точки орнамента принимают красноватый оттенок. В средней части бокала усилен алый цвет. Для прорисовки особо чётких линий я нарезал липкую ленту шириной 1-3 мм и расклеил в необходимых местах.
 

Создание натюрморта



В узоры добавляется больше освещённости (светло – серый + 20% бежевый), после чего они тонируются прозрачными красным и жёлтым (1 часть краски: 5 часть разбавителя). С правой грани фужера (изобр.№35) добавляются яркие отражения, имеющие золотистое свечение (50% белый + 45% жёлтый + 5% чёрный). На снимке под номером 36 больше уделено внимания к бликам на верхней кромке фужера. Первым делом блики рисуются белым до полной укрытости, затем по краям задувается жёлтый, следом красный и в конце поправляются прозрачно – чёрным. Этот процесс естественен для создания ослепляющего свечения. За то время, что я наносил все эти цвета, белый уже порядком побледнел из – за вездесущего оверспрея, поэтому я его усилил. Для контрастных бликов в верхней правой части горлышка я нанёс бледно – жёлтый с капелькой серого.
 

Создание натюрморта



Приступая к прорисовке узоров в средней части бокала, я разделил грани бумажной лентой. На фото №37 уже нарисованы узоры осветвлённо – жёлтым (90%жёлтый+10%белый) и теперь занимаюсь их тонировкой, используя жидко разбавленный красно-оранжевый(30%жёлтый+70%красный). Для наилучшего воспроизведения тонких линий я всегда имею под рукой медленный разбавитель. Почему именно медленный? С его помощью краска не успевает высыхать и скапливаться на кончике иглы, плюс к этому позволяет избежать эффекта зернистости, которым в особенности грешны крупно пигментные белила. На снимке №39 уже закрыты ранее прорисованные грани и создан узор в освободившейся области. Применён 100% красный в верхней части и 80%красный+20% жёлтый, в центральной части этой грани.
 

Создание натюрморта



Настала пора заняться ножкой бокала, которая блещет полированным золочением. Опять – таки разделяется трафарет, и каждый элемент прорисовывается в отдельности. На изображении №42 я уделил внимание стеклянному дну бокала. Чтобы добиться глубокого эффекта свечения я для себя определил, что нужно соблюдать некоторые правила в его создании. Здесь имеет значение порядок наложения цвета: от светлого к тёмному, в обратном случае не возникнет глубины такого градиента и он будет выглядеть мутным. Во первых, с большой плотностью наносится белая база, затем идёт жёлтый, который следом прикрывает красный и в самых затемнённых местах – тёмно красный (60%красный+40%чёрный). В таком затухании важно не попадать, к примеру, более тёмным цветом на цвет двумя тонами светлее, все тона должны занимать только свою очерёдность. Для наиболее мягкого смешения цвета, материал должен быть в достаточно жидкой консистенции.
 

Создание натюрморта



Платформа бокала, по всей видимости, также состоит из просвечиваемого стекла. Перед прорисовкой, как и во всех остальных случаях, этот элемент требует скрупулёзного изучения, понятия и представления об изображаемом предмете. Здесь я начал с освещённых мест, постепенно перекрывая их более плотным цветом. Узор так же имеет способность просвечивать, поэтому на лицевой части, в области наибольшего свечения он прорисован осветлённым красным. На остальных плоскостях он наиболее тёмный вплоть до чёрного.
 

Создание натюрморта



Чашу наполненную фруктами я решил начать с полным закрытием белой базой. Затем следует разметка окошек с узорами (красно – коричневый) внутри которых создаётся тень от груши. Затем закрываю окошки их бумажным аналогом для разметки узора. Продолжаю прорисовку гаммой бледно – оранжевого и жёлтого цветов. Затем, к этим цветам присоединяются для доработки следующие: коричневый, хаки, бурый, бежевый, тёмно – красный и т.д.
 

Создание натюрморта



Отрисовываю начиная со светлых тонов, край вазы выступающей из гущи фруктов. Усиливаю освещённость справа, и напыляю отражение от винограда слева (см. изобр.№52).
 

Создание натюрморта



Работа над посудой закончена и пора, снимать трафарет. В некоторых местах, по краям рисунка остались места с запылениями (краска, попавшая под слабо проклеенный трафарет). В моём случае это совершенно не пугающе, конечный контур элементов рисунка ещё не определен, и я удаляю оверспрей салфеткой пропитанной слабым растворителем (обезжириватель, бензин для зажигалок). Затем мне необходимо было решить каким образом маскировать уже отрисованное. Перед началом работы я планировал это сделать вырезанной посудой со второго трафарета, но приложив его к рисунку, увидел, что он не очень хорошо совпадает. Можно было также, ещё до снятия первого трафарета, задуть его гуашью (гуашь иногда используется в качестве жидкой маски), но это не надёжный способ маскировки, а работать предстоит ещё продолжительный срок. Плюс ко всему мне нужен конечный ровный контур посуды. Поэтому свой выбор остановил на липкой ленте. При минимальной ширине она способна достаточно равномерно изгибаться. Такой способ маскировки занимает приличный объём времени и использовать его в коммерческой работе убийственно, допустимо, только когда нет иных решений.

Создание натюрморта



Теперь приложен второй трафарет, закрывающий всё, кроме съедобных деталей натюрморта. Проклеивается тем же образом, что и первый. На снимке №58 как раз те самые детали, что отсутствуют на предыдущем снимке. В скором будущем они будут подвержены максимально подробному расчленению.
 

Создание натюрморта



Прорисовку фруктов я начал с винограда. Предварительно разделил связку винограда на три сектора с разной освещённостью: светлые, зелёные и затенённые. Каждую виноградину я прономеровал от 1 до 26, их чуть больше, но теневые не нуждаются в чётком контуре. И только пока, разрезал на три части: светлый, средний, тёмный. В этом же порядке я начинаю рисовать, оставив открытой светлые области. Глядя на исходное изображение, впечатление такое, что этот виноград не только отличающегося цвета, но и словно подсвечен изнутри. Добиваюсь этого путём сплошной заливкой белым и прокраской светло-жёлтыми тонами. Разделяю трафарет на каждую виноградину и попеременно меняя местами прокрашиваю каждый объект в отдельности . Использую смесь из 40%белого+55%жёлтого+5%красного, в отдельных местах добавляю каплю или 2-5%чёрного.
 

Создание натюрморта



На этом этапе закрываются светлые сегменты, заполнение белым произвожу не полностью, выполняю разметку каждой виноградины с определением светотеневых мест (см. изобр.№61). Затем заливаю всё зелёным(60%жёлтый+40%синий). На фото под номером 63, видно один из моментов, когда различные виноградины прорисовываются в отдельности. В затемнённых местах я подкрашиваю виноград зелёным с увеличенной концентрацией синего, в отдельных случаях чёрного. Добавляю собственные тени, а также от других виноградин находящихся по соседству в этой связке. Появляются бледно – оранжевы и яркие белые блики.
 

Создание натюрморта



На снимке №65 отрисовывается яблоко, находящееся на заднем плане между большим бокалом и грушами в чаше. В это же время занимаюсь разметкой другого яблока, находящегося в правом нижнем углу возле арбуза. Оно имеет вкрапления оранжевого и полосатую структур исходящую из оси яблока словно меридианы. Белая основа была задута жёлтым, затем взят красный +5% жёлтого и капля чёрного. Продолжил проработку кожуры в теневых местах тёмно – красным. На фотографии №68 яблоко выглядит ядовито красным по причине специфики фотосъёмки, из – за превышенной освещённости преобладающий красный цвет стремиться вытеснить все соседние цвета. Просто при работе дико лень отвлекаться на особенности фотосъёмки и делаешь, как бы как ли ж бы было…
 

Создание натюрморта



Яблоко отрисованное на снимке№65 теперь закрыто и я приступил к одной из трёх груш лежащих в вазе. Первым делом создаю белый фон, затем намешиваю бледно оранжевый(70%белый+15%жёлтый+15%красный и +капля чёрного), который выступает в роли освещённых областей(см. изобр.№69). Подбираясь к наиболее плотным места я уменьшаю концентрацию белого и повышаю долю чёрного с красным. По сути это работа выполняется укрывистыми цветами, так мне будет удобней проработать текстуру кожуры. Структура создаётся методом, названным мной как «метод пшика». Одно нажатие на триггер + подача материала = одно пятнышко. При этом понижаю давление воздуха до 0,6 – 1,0 Bar. Т.е. прорисовка практически всей груши состояла из множества маленьких пшиков, вкраплений, смешение цветов в необходимых местах производились таким же образом. Пятна на кожуре рисовались бурым цветом(45%красный+40%чёрный+10%белый+5%жёлтый). Теневые места справа и по центру создавались смесью тёмно – оранжевого(45%оранжевый+45%чёрный+10%белый). По середине снизу напшикан блик от соседней груши бледно – оранжевым.
 

Создание натюрморта



На примере этой груши можно также увидеть около 7ми градаций цветов с левой стороны сверху вниз: от бледно – жёлтого до тёмно – бурого. С правой стороны грушу подсвечивает светильник, спрятанный от зрителя за арбузной коркой. Красный – это и есть отражение от арбуза, градиент в этом месте создавался красным, оранжевым, жёлтым и бледно – жёлтым. В верхней части груши напшикан цвет хаки с долей красного, после этого в него был добавлен белый для отрисовки бликов.
 

Создание натюрморта



Прорисовку третей груши начинаю со светлых тонов: бледно – жёлтый. На ней имеется освещённость в виде прямоугольных углов исходящих, по всей видимости, от отражателя лампы спрятанной за арбузом. Специально для этого я нарисовал и вырезал из бумаги шаблон для разметки этой освещённости. Прикладывать его приходилось дважды (см. изобр.№74,75). Основу груши задул бледно – оранжевым (55%жёлтый+30%красный+15%светло-серый). Затем в бледно – оранжевый добавил несколько капель чёрного, красного и методом пшика создал структуру кожецы (см. изобр. №76). Позже нанёс прозрачным красным блик от арбуза, усилил тень тёмно – коричневым и напшикал светлым хаки блик на верхней поверхности груши, плюс к этому очень бледным оранжевым (90%белый+10%оранжевый)осветлил самую светлую часть фрукта. Таким образом, она приняла окончательный вид
 

Создание натюрморта



Все ранее прорисованные и ещё ждущие прорисовки элементы работы закрываются, чтобы исключить вероятность попадания оверспрея (частицы краски отрекошетившие от поверхности под действием воздушного потока и отправленные в атмосферу на не управляемый полёт, впоследствии которого оседаю). Особенно это значимо при окрашивании крупных площадей, таких как арбуз. Первым делом, как и во многих других случаях, я наношу белую базу, дабы уменьшить прокрашиваемую толщину красного. Так же, определяю затемнённые участки и их оставляю более тёмными. Далее, тонирую красным, затем прикладываю трафарет для прорисовки косточек и разметки самых тёмных участков. Здесь трафарет используется только в качестве разметки, основную прорисовку буду выполнять вручную. На фото №80, я прорабатываю плохо освещённые участки тёмно – красным и создаю некоторую структуру волокон арбуза, в теневых местах позади бокала это вытянутые линии с размытостью, а в передней части просвечиваемые насквозь волокна. Затем я уменьшаю яркость волокон в передней части арбуза, тонируя его прозрачным красным, и принимаюсь за прорисовку корки этой ягоды. Использую бледно – оранжевые цвета, наряду с тёмно – бежевыми оттенками.
 

Создание натюрморта



Следующей на очереди прорисовки – груша, находящаяся у ножки большого бокала. Она преимущественно имеет оранжевый цвет. Прорисовка началась с бледно – жёлтого в последующем перерастает в бледно – оранжевый. Немного применён метод пшика, особенно заметно в бликовой области. По краям усилен красноватый цвет (отражения от посуды), верхний левый угол затемнён прозрачным чёрным. Дефекты кожуры созданы красновато – бурым.
 

Создание натюрморта



Гранат! Стандартный приём: белая основа, затем цвет. По определению гранат имеет тёмно – красный цвет пропорции примерно таковы: 50%красный+50%чёрный и по вкусу белый, жёлтый. Определяю светотень при помощи красного и тёмно – красного. В правом нижнем углу создаю небольшой блик, используется красный с 5 – 10% жёлтого и каплей белого. В левом нижнем углу добавляется густая тень. Блики на верхней поверхности делаются за счёт осветлённого основного цвета, наносятся хаотическими движениями , главным образом соответствуя оригиналу(см. изобр.№87).
 

Создание натюрморта



Трафарет справа, закреплённый магнитами фиксируется с ослаблением, делается это специально, дабы под него напыляло краску. Когда приступлю к прорисовке следующего элемента, он перекроет это напыление внахлёст и не оставит совсем не нужных бортиков (см. изобр. №88). Главная особенность персика для меня в работе – это передача матовой кожуры. В отрисовке применяются бледно жёлтый, оранжевый и серо – оранжевый, рецепт последнего таков: 35%жёлтый+25%красный+25%чёрный+15%белый. В осветлённых местах я закрашиваю бледно – жёлтым, затем по краям , слегка тонирую оранжевым(см. изобр№89). Потом затемнённый контур воспроизвожу тем самым бледно – оранжевым, при этом не забываю о проработке текстуры кожуры в виде слабо различимых складок и пятен. В конце усиливаю в определённых местах тени и добавляю равномерную освещённость по верхнему левому контуру.
 

Создание натюрморта



Это слегка подсохшая половина персика. Первый этап – нанесение и фиксация масок, определяющие линию сечения и местонахождение косточки. Далее идёт работа цветом. С левой стороны намечаю освещённость бледно – жёлтым, с правой стороны теневая часть, мутно – красным. На следующем фото (см. изобр№94), уточняю складки и сморщивание. С левой стороны на освещённой части кожуры добавляю фактуру градацией оттенков серо – красного. Начинаю с самого тёмного, постепенно увеличивая освещённость и блики распылением аэрографа на малой подаче материала с расстояния около 15 мм. Рельеф косточки так же начинаю с разметки тёмно – оранжевым, затем постепенно буду усиливать блики и делать поправки близкие к чёрному, цветом. В верхней области овала создаю затухание красно – коричневым, а позже усилю прозрачным чёрным. Заключительной стадией, усиливаю повсеместно блики и места с затуханием. Для рельефа косточки применяю средней светлости оттенки бурого и буро – жёлтого цветов. Для самых бликовых участков, в эти цвета добавляю белый. В нижней окружности персика делаю лёгкое напыление тёмно – жёлтым тоном и затемняю чёрным.
 

Создание натюрморта



В нижнем правам углу композиции располагается плохо освещённое яблоко с вырезанной долькой (см. изобр.96, 97). Разметку провожу с прикладывания вырезанного контура. Распыляю освещённость белым и затем в местах затухания прохожу жёлтым , получается бледный хаки. Добавляю тени и яркие блики. В нижнем полушарии делаю лёгкое напыление тёмно – жёлтого. Теперь принимаюсь за вяленую дольку, честно говоря, не совсем узнаваемого фрукта, скорей всего от того же персика. Проработав кожуру, я её закрыл вырезанным по контуру трафаретом. Заправив аэрограф тёмно – жёлтым (70%чёрный +25% жёлтый + 5% бледно – красный), размечаю рельеф сухо – фрукта. Затем усиливаю жёлтым, а верхней части контура произвожу напыление прозрачным тёмно – оранжевым. Тёмно – красные освещённости занимают свои места в верхней области, и уточняется фактура чёрно – коричневым цветом.
 

Создание натюрморта



Для разметки грецкого ореха, был разделён соответствующий трафарет на 23 автономных элемента. Поочерёдно заменяя их расположение на поверхности, мне удалось разметить границы каждого объекта. Делалось это благодаря смеси тёмно – серым с малой долей оранжевым. Таким образом, начиная с самого тёмного, я постепенно увеличиваю концентрацию освещённости, добиваясь глубокого рельефа. Выглядит это также как на географической карте с показанным сечением возвышенностей, где каждая удалённая точка высоты имеет свой цвет и постепенно сужается к самой пиковой сопке. С каждым более светлым оттенком я уменьшаю площадь его нанесения, используя при этом смесь серо – оранжевого с разной концентрацией красного, жёлтого и т.д. С правой стороны на определённые исходным изображением орехи, тонирую в красные блики от бокала.
 

Создание натюрморта



На фото № 105 орехи имеют практически законченный вид. Там где в теневые области попала светлая краска, я оттеняю обратно чёрным и осветляю пиковые точки рельефа. Самый яркий по цвету орех, в нижней области, прорисовывается красно – оранжевыми цветами и оттеняется чёрным. Тени отбрасываемые орехами на плоскость появятся во время работы над фоном.
 

Создание натюрморта



И вот, наконец, последняя – третья стадия работы над натюрмортом. Все раннее вырезанные детали трафаретов теперь занимают свои законные места, защищая от попадания краски полностью законченные элементы композиции. От того насколько правильно я произведу процесс маскировки, будет зависеть конечный контур всех объектов. Каждый стык трафаретов проклеиваю малярной лентой во избежание скапливания в этих местах частиц краски. Маскируя посуду, я оставлял доли миллиметров припуска для выравнивания местами грубого контура и теперь его необходимо прокрасить, что бы он слился с окружением. Произвожу обдувку чёрной краской по контуру маскировки. Затем приступаю к окрашиванию фона серым цветом, постепенно усиливая плотность наложения.
 

Создание натюрморта



На снимке №108 фон приобрёл уже достаточно светлый тон, следующим этапом будет его тонирование тёплыми цветами, наложение теней отбрасываемых объектами и блики с отражениями (см. изобр. №109). Горизонтальная поверхность обладает глянцевым блеском, поэтому на ней образуется множество отражений. Под арбуз, при помощи подвижного шаблона я накладываю, двойную тень, отбрасываемую благодаря нескольким источникам освещения. От бокала средней величины, на поверхности образовалось отражение света. На драпировку заднего плана напыляю тонким слоем оттенки, доминирующие в общей массе композиции. У дальнего бокала образован ореол света исходящий от лампы сверху. Красное отражение перекрёстного вида, появляется на драпировке от большого бокала. Разметку теней от фруктов производил вырезанными областями соответствующих мест, затем размывал контур и усиливал плотность. На фото, работа выглядит довольно неопрятной и грязной, но стоит снять трафареты и предо мной появляется практически завершённая композиция, которую я впервые смогу оценить в целом, внести корректировки и уточнения.
 

Создание натюрморта



Художественная часть работы, длившаяся около 140 часов, закончена, и я стремительно занялся подготовкой работы к лакированию. С поверхности были удалены все маскировочные средства. Затем произвожу протирание поверхности салфеткой из нетканого материала пропитанной антистатическим обезжиривателем. Важно не перестараться, иначе присутствует возможность оттереть места с тонким напылением краски или острые грани на поверхности. Вдобавок протираю липкой салфеткой для удаления пыли и ворсинок. И только потом начинаю этап лакировки. Для этой работы был выбран акриловый двух компонентный HS лак, популярный среди потребителей. Этот тип лака является высоконаполненным, т.е. концентрация сухого вещества в лакокрасочном материале достаточно высока. Плотность у него выше, а значит, слоёв нанесения вполне хватает 1-2. Тут – то я и попался. Как видно на снимке №110, в лаковой плёнке образовался замечательный эффект называемый «пузырение» или «кипение». Произойти это может по нескольким причинам:
Недостаточно хорошее обезжиривание и конденсат влаги или частицы грязи остались на поверхности;
Несоблюдение условий сушки и температурного режима при работе HS лаком;
Нарушение рабочей толщины слоя вследствие чего, полимеризация верхних слоёв происходит быстрее, заставляя растворитель из нижних слоёв пробивать образовавшеюся плёнку таким образом.

Я склоняюсь к последним двум, но это уже не важно, дефект необходимо исправлять. Дав сутки на сушку, я выровнял поверхность наждачной бумагой № 1500. После матирования пузыри «спилились» оставив от себя маленькие кратеры, допустимой глубины для последующей лакировки. Поверхность обезжирена, обеспылена и т.д. Включаю вентиляцию и при температуре +23 оС произвожу лёгкое напыление лака тонким слоем. Это необходимо для того, что бы свежий материал смог пропитать предыдущий слой и образовал надёжное сцепление с последующим верхним. Второй (он же последний) слой, наношу более плотной заливкой после 15-и — 20-и минутной просушки первого. 24 часа я отвёл на сушку при стабильной температуре +23 оС.
После высыхания на поверхности практически всегда (в том числе и при заводской покраске) остаётся шагрень, так же во время сушки налипает пыль и прочие частицы. Поэтому я всегда произвожу полировку, в особенности это актуально для аэрографии т.к. слои краски имеют разную толщину или ещё хуже, бортики оставленные трафаретами. Выравниваю поверхность 1500й шлифовальной бумагой, за которой следует №2500. Все участки картины отшлифовываю с особой тщательностью до появления равномерно распределённых по периметру всей поверхности микро бороздок, уделяя повышенную аккуратность острым краям и углам. Затем следует этап полировки с применением полироли различной зернистости. Первым делом наносится на поверхность крупно абразивная полироль, сглаживающая большинство микро царапин. И растирается на малых оборотах с помощью пористого круга закреплённого на механическом инструменте – болгарке. Растирается до полного исчезновения с поверхности. Второй наносится среднеабразивная политура и тем же методом (допускается применение воды) растирается до полного исчезновения. В том же порядке поступаю и с третей политурой практически не имеющей абразива, которая удаляет остатки предыдущих двух и придаёт совершенно законченный вид всей работе. Вуаля! Получилась поверхность практически зеркальной отражаемости.
 

Создание натюрморта


 

Готовая работа

Катапульта